Налогоплательщик, несвоевременно представивший в налоговый орган сведения о своем участии в российских и иностранных организациях, подлежит привлечению к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ и не может быть привлечен к ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ, так как субъектами правонарушения, ответственность за которое установлена п. 1 ст. 129.1 НК РФ, являются лица, на которых возложена обязанность сообщать налоговому органу установленные Налоговым кодексом РФ сведения, в частности, к таким лицам относятся органы, перечисленные в ст. 85 НК РФ. |
Инспекция посчитала, что общество, представив запрошенные документы 20.10.2005, нарушило установленный ст. 93 НК РФ пятидневный срок, поскольку согласно отметке на почтовом уведомлении требование поступило в адрес общества 14.10.2005. Но суд пришел к выводу, что указанное почтовое уведомление не может достоверно свидетельствовать о фактическом получении корреспонденции обществом в пятницу 14.10.2005, поскольку корреспонденция была опущена работником отделения связи в почтовый ящик общества без указания времени доставки, тогда как в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка общества в пятницу установлен сокращенный режим рабочего времени. Поэтому в данном случае предусмотренный ст. 93 НК РФ пятидневный срок для представления документов необходимо исчислять с 17.10.2005, поскольку именно эта дата, согласно сведениям, содержащимся в журнале учета входящей корреспонденции общества, является фактической датой получения им требования налогового органа. |
Поскольку инспекция в ходе камеральной проверки налоговой декларации по налогу на прибыль истребовала у общества документы (расшифровки), которые в соответствии с налоговым законодательством и законодательством о бухгалтерском учете и отчетности не относятся к первичным документам, регистрам бухгалтерского учета и не служат основанием для исчисления налога на прибыль, суд посчитал, что основания для применения ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ у налогового органа отсутствовали. |
Поскольку положения ч. 2 ст. 87 НК РФ предоставляют налоговым органам право истребовать у организаций в рамках встречной налоговой проверки только документы, непосредственно относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, суд признал неправомерным привлечение общества к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ за непредставление запрошенных инспекцией копий договоров комиссии и купли-продажи, заключенных с лицами, в отношении которых инспекцией проверка не проводилась. |
Как следует из п. 1 ст. 31, ст. 93 НК РФ, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика только те документы и сведения, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах и служат основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Поскольку документы, истребованные у общества в ходе камеральной проверки декларации по налогу на прибыль (расшифровка прочих расходов (строка 100 Приложения № 2 к Листу 02), расшифровка прочих внереализационных расходов (строка 110 Приложения № 7 к Листу 02), перечень предприятий-дебиторов), носят поясняющий характер и законодательством о налогах и сборах не предусмотрена обязанность их составления налогоплательщиком, судом сделан вывод о том, что у инспекции отсутствовали основания для привлечения общества к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ. |
Если в требовании о представлении документов не содержалось точного наименования и количества истребованных документов, то налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за несвоевременное представление документов с определением суммы штрафа исходя из количества представленных налогоплательщиком впоследствии документов. |
Суд отказал во взыскании с банка штрафа по п. 2 ст. 126 НК РФ за непредставление запрошенных инспекцией документов, указав на отсутствие в его действиях вины, поскольку инспекцией неправильно указаны запрошенные документы в направленном банку требовании. Такой документ, как «банковская карточка с образцами подписей», который указала инспекция, не предусмотрен Общероссийским классификатором управленческой документации ОК 011-93; названным классификатором предусмотрена «карточка с образцами подписей и оттиска печати» (код 0401026). |
Так как субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ, является налогоплательщик (налоговый агент), в отношении которого проводятся мероприятия налогового контроля, то лицо, не представившее документы, истребованные у него в рамках встречной проверки, не может быть привлечено к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ, а подлежит привлечению к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ. |
Нарушение страхователем срока представления декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, установленного не налоговым законодательством, а специальным законом, регулирующим отношения в области обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, не может рассматриваться как налоговое правонарушение, поэтому не влечет ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ. Тот факт, что в силу ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» на налоговые органы возложена обязанность по контролю за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, сам по себе не свидетельствует о возможности применения налоговой ответственности за нарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании. |
Отсутствие в направленном инспекцией требовании о представлении документов реквизитов запрошенных документов и их количества исключает возможность привлечения общества к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика только конкретные документы с обязательным указанием их наименования, реквизитов и количества. В противном случае невозможно проверить правильность размера взыскиваемого штрафа, который определяется из расчета 50 руб. за каждый непредставленный документ. |
|